Самый удобный текстовый редактор для смартфона

dmych
4 min readNov 4, 2018

--

Я человек plain text-а, поэтому даже на телефоне у меня обычно стоит несолько разных текстовых редакторов, приложений для заметок и т.п. Но последнее время я практически использую только одно приложение — DroidVim, текстовый редактор Vim для Андроида. Это единственный из известных мне универсальных текстовых редакторов, для работы с которым достаточно алфавитно-цифровой клавиатуры — не требуется никаких Ctrl с Alt, даже клавиш со стрелками не требуется. Поэтому это самый удобный текстовый редактор для мобильного телефона.

При этом редактор очень гибко настраиваем, поддерживает синтаксическую подсветку любых известных языков программирования и разметки и имеет богатый набор плагинов, расширяюших его функциональность. Ни одно приложение для работы с текстом под Андроид не обладает подобной универсальностью.

Я использую плагин VimWiki для ведения дел, заметок и написания текстов. С помощью приложения Dropsync мои тексты на телефоне синхронизируются с Дропбоксом, так что я плавно перехожу от набора текста на компьютере (в редакторе MacVim, разумеется) к редактированию на телефоне, и обратно.

DroidVim же у меня постоянно запущен — кстати, кнопка «Назад» на телефоне не закрывает окно приложения, а прячет или показывает клавиатуру. Это удобно. К тому же, перейдя в другое приложение или на главный экран телефона, можно быстро вернуться в редактор через нотификации — в «шторке» постоянно висит уведомление о запущенном редакторе.

В течение многих лет я был фанатом другого редактора — Emacs, но его «заточенность» под клавиши Ctrl и Alt, которых в принципе нет на большинстве виртуальных клавиатур для мобильных телефонов, делает по меньшей мере неудобной работу с ним на смартфонах. Emacs можно установить в приложении эмуляции терминала Termux, но использование кнопок управления громкостью в качестве Ctrl и Alt у меня не прижилось.

Да, честно говоря, для работы с Vim требуется как минимум одна клавиша, тоже отсутствующая на клавиатуре телефона — Esc. Однако, у DroidVim есть небольшой «тулбар» внизу экрана, на котором есть клавиши Esc, Ctrl, Tab и некоторые другие, и который можно настроить под свои нужды. Тулбар выглядит как расширение клавиатуры, и пользоваться им удобно.

Кроме тулбара у DroidVim есть еще пара интерфейсных элементов, упрощающих некоторые действия: свайпом вправо от левого края экрана «достается» панель. через которую можно открыть файл как из внутренней памяти телефона, так и с некоторых популярных облачных хранилищ (Dropbox, Google Drive), а долгое нажатие на экран вызывает главное меню приложения.

Для листания и перемещения курсора можно использовать не только клавиатуру, но и тачскрин — причем работает как в режиме просмотра, так и в режиме вставки.

Кроме того, есть возможность использовать собственный моноширинный шрифт (шрифты в формате TTF или OTF должны располагаться во внутренней памяти телефона). Правда, не поддерживается курсивное начертание, но в принципе достаточно выделения цветами.

Настройка DroidVim

  1. Местоположение .vimrc и .vim — рекомендуется расположить их во внутренней памяти или на карте, а в домашнем каталоге редактора прописать симлинки. Так они будут доступны не только изнутри редактора (дело в том, что домашний каталог редактора доступен только самому приложению редактора):
    :shell or Ctrl-z
    ln -s /path/to/.vim $HOME/.vim
    ln -s /path/to/.vimrc $HOME/.vimrc
  2. Настройка метода ввода — возможен как пословный ввод с подсказками, привычный на мобильных устройствах, так и посимвольный ввод. Можно переключаться с одного на другой. Настраивается как в .vimrc, так и в настройках приложения. У меня в .vimrc прописано отключить подсказку слов в режиме просмотра, и включить в режиме вставки:
    let g:imctrl_normal = 53
    let g:imctrl_insert = 50
    В настройках приложения Input mode at startup выставлено в Direct input: Default, а Способ вводаПо словам.
  3. В DroidVim есть три настраиваемые «кнопки», которые можно вывести на тулбар: ◇, □ и [Q]. Последняя по умолчанию настроена на выход из редактора, «квадратик» у меня настроен на открытие файла в новой вкладке, а «ромбик» — на переключение режимов ввода между обычным режимом и режимом при запуске — т.о. этой кнопкой я могу в любой момент переключаться между вводом с подсказками и посимвольным.
  4. Шрифт. Как я писал выше, можно использовать собственный моноширинный шрифт. Файлы со шрифтами должны располагаться где-то во внутренней памяти телефона, а не на карточке. Рекомендую найти шрифты Nitti PX — русифицированный бесплатный вариант шрифта Nitti, используемый в iA Writer, или найти шрифт Cousine. Также можно использовать шрифт Consolas или PT Mono. Еще я настоятельно рекомендую найти русифицированные шрифты Computer Modern, созданные Дональдом Кнутом — шрифт пишущей машинки придаст налет ретро вашему редактору. ;)

--

--